"Качеством образования недовольны все"

18.05.2015

В системе управления образованием есть такие вопросы, которые перед нами, педагогами, периодически ставят. Их ставят, а они падают. Их вновь ставят, а они опять падают. Но постепенно закрепляются (по крайней мере, в сознании чиновников), поскольку с каждым разом попадают на все более подготовленную почву. И то, что еще вчера казалось диким, смешным, нереальным, - сегодня воспринимается как вполне естественная управленческая логика. К числу таких вопросов относится качество образования.

Качеством образования недовольны все. Сегодня, кажется, нет такой партии, общественной группы, интернет-сообщества, которые бы не метали громы и молнии, обличая низкий культурный и нравственный потенциал современных школьников, - разумеется, противопоставляя его собственной выдающейся интеллектуальной оснащенности и безупречной морали.

Словом, для всех очевидно, что качество образования необходимо немедленно повышать. Соответственно, данным процессом необходимо эффективно управлять, подталкивая педагогов к скорейшему решению важнейшей задачи. Педагоги спорят о том, что рассматривать в качестве объективных критериев оценки их работы. Высокие результаты ЕГЭ и победы в международных олимпиадах их питомцев? Но, быть может, доведение до оценки три малоспособного ученика из пьющей семьи стоит не дешевле?..

Справедливых, выверенных и признанных профессиональным сообществом критериев оценки труда учителя пока нет. Но кого это интересует? Уже принято решение, что с 2018 года учителя будут переведены на эффективный контракт. Это означает, что государство перестанет раздавать всем сестрам по серьгам, а станет платить учителям, исходя из некой оценки эффективности труда педагога.

Бог с ними, с содержательными подходами, которые еще только предстоит выработать. В руках у эффективных менеджеров - универсальные экономические инструменты, позволяющие легко подсчитывать напряженность педагогического труда, не особо вникая в его содержание. А тут еще, как на грех, разразился экономический кризис, который подогревает ситуацию.

Эффективный контракт будет введен в действие в 2018 году, но из многочисленных встреч с коллегами в регионах знаю, что их побуждают перейти на него уже сегодня. А в прессу вновь вбрасывается тезис об избыточности количества учителей в России.

В Европе-де на одного учителя приходится в среднем 25 учеников, а у нас - всего 17. Разумеется, данная статистика отражает среднюю температуру по больнице. Наша территория приблизительно равна двадцати двум Франциям, где сельские и поселковые школы (их 70%) отделены друг от друга немыслимыми расстояниями. Состояние наших дорог известно. Здесь порой уместно вести речь не о школьном автобусе, а о БМП. В крупных городах, где остро ощущается нехватка помещений и многие школы до сих пор работают в две смены, количество детей в расчете на одного учителя и так зашкаливает. Секрет его относительно высокой зарплаты кроется в том, что в первую смену он ведет второй класс, а во вторую - четвертый. Естественно, в сельских школах ситуация иная. Так кого и где конкретно мы собираемся сокращать? На какое такое качество образования при таком подходе приходится нам рассчитывать?

Оптимизировать штатное расписание школ, урезав вспомогательный персонал (волшебное слово - аутсорсинг, переход на который в сельских школах выглядит трагикомично), уволить часть педагогов, заставив остальных работать напряженнее, - нетрудно догадаться, к каким последствиям все это приведет.

С другой стороны, такой вполне себе прагматически-западный подход, особенно трогательно звучащий на фоне призывов отстаивать свою самобытность, оберегая наши духовные скрепы...

Поделился своей печалью с педагогом, переехавшим в Америку, где он, продукт советского образования, без труда устроился учителем математики. В ответ получил от него чисто американскую историю, которая имеет непосредственное отношение к реформированию нашего образования, да и не его одного:

На прошлой неделе мы с друзьями отправились в новый ресторан на Брайтоне. Сделав заказ, я обратил внимание, что официант, который нас обслуживал, носит в кармане рубашки ложку. Поначалу я не придал этому значения, но, осмотревшись, обнаружил, что ВСЕ официанты таскают в кармане рубашки ложку.

- Для чего ложка? - спросил я подошедшего в очередной раз официанта.

- Видите ли, руководство нашего ресторана наняло консалтинговую фирму для оптимизации наших процессов. Эти парни ковырялись тут несколько месяцев и пришли к выводу, что мы тратим очень много времени на то, чтобы сбегать на кухню за чистой ложкой, в случае если клиент уронит ее на пол. Это происходит примерно 3 раза в час за каждым столиком. Имея ложку в кармане, мы экономим полтора человеко-часа за смену...

Хитро! - подумал я и продолжил трапезу. По мере насыщения внимание мое обострялось, и я заметил, что у ВСЕХ официантов из брюк торчит тонкий шнурок.

- Простите, а для чего шнурок у вас в брюках? - воззвал я к тому же официанту.

Наклонившись ко мне и понизив голос, он ответил:

- Та же самая контора, проанализировав нашу работу, пришла к выводу, что мы тратим очень много времени в туалете. Ну, знаете, достать, помочиться, вымыть и высушить руки... Так вот, привязав шнурок к... хм... сами знаете чему, мы можем быстро его достать, не пользуясь руками, а значит, нам не нужно мыть руки после посещения туалета, тем самым мы экономим 75% времени.

- Да, но как же вы... простите... засовываете его обратно, не пользуясь руками?

Понизив голос, еще и наклонившись прямо к моему уху, официант прошептал:

- Я не знаю, как остальные, но я пользуюсь ложкой.

Ну, конечно же, это анекдот, но суть оптимизационных процессов он передает точно. Не знаю как вас, а меня эта анекдотическая история даже слегка порадовала. Получается, что вопреки санкциям мы по-прежнему в мировом тренде!

И еще одно утешительное соображение: не одни мы, образованцы, испытываем на себе оптимизационные процессы.

Недавно навестил пожилую учительницу, которая после сложной операции находится в хорошем госпитале. Современная, оснащенная всем необходимым оборудованием двухместная палата. Коллега рассказала, что, когда она отошла от анестезии, в первый момент подумала, что после наркоза у нее начались видения. Ей показалось, что на соседней койке валетом лежали две пациентки. Но анестезия здесь была ни при чем. Просто женщину, которой накануне сделали операцию, в тот день выписывали, но оформление документов затянулось. Тем временем на это место уже привезли новую плановую больную. Обе женщины (одна после операции, другая - до), будучи не в состоянии стоять или сидеть, по договоренности на время разделили общее ложе.

А что? Перенимаем западный технологичный подход. Там ведь тоже с больными не сильно церемонятся, поднимая их на ноги на другой день после операции. Что и говорить, если на следующий день после родов герцогиню Кембриджскую с новорожденной принцессой Шарлоттой выписывают из клиники и для дальнейшего выхаживания отправляют, страшно подумать, - домой, прямиком в Кенсингтонский дворец.

А мы чем хуже?

всеУчебные заведения

5-й
191023 г.Санкт-Петербург улица Зодчего Росси дом 2 Телефон: + 7 (495) 629 70 62; +7 (495) 629 78 58
3-й
105064, Москва, Гороховский пер., 4; телефон приемной комиссии: +7 (499) 261-31-52.
3-й
194044, г. Санкт-Петербург, ул. Академика Лебедева, 6 Телефон: 8 (812) 329-71-35.
4-й
197183, Санкт-Петербург, ул. Сестрорецкая д.6 (главное здание) Телефон: (812) 430-60-40

всеПоследние новости

Мой адрес Советский Союз
12.08.2015
Верховный суд начинает рассматривать, казалось бы, скучнейшее дело-жалобу правозащитников наприказ Минобрнауки, покоторому вроссийских школах с2014...
Математики в России перевелись или...
12.08.2015
Впервые за 50 лет российские школьники не получили ни одной золотой медали на международной олимпиаде по математике. Тем более обидно, что первое...
10.08.2015
В РПЦ возмущены тем, что государство плохо финансирует т. н. православные школы. В первую очередь, конечно, возникает вопрос: а должно ли государство...

всеСтатьи

10.09.2012
Во Львове возле памятника Ивану Франко четыре тысячи студентов протестуют против пребывания на должности министра образования и науки Дмитрия...
10.09.2012
Львовский областной совет просит Президента Виктора Януковича уволить министра образования и науки Дмитрия Табачника За принятие соответствующего...
09.09.2012
Министерство образования и науки рекомендует руководителям высших учебных заведений создавать структурные подразделения для трудоустройства студентов...