Удивление — мать учения

06.04.2015

Удивление заставляет детей исследовать окружающий мир.

Философы говорят, что познание мира начинается с удивления. Значит ли это, если говорить более приземлённым языком, что эффективность обучения будет выше, если окружающие нас предметы станут вести себя не так, как им положено? Действительно, так и есть, причём удивление помогает учиться и познавать мир, начиная с самого раннего возраста, когда человек и речью-то ещё не овладел.

Психологи из Университета Джона Хопкинса провели с 11-месячными детьми несколько экспериментов, в которых дети должны были наблюдать за поведением обычных игрушек (мячиков, машинок и т.д.). Но только в одном случае поведение предметов согласовывалось с привычной физикой, а в другом предметы вдруг начинали вести себя совершенно непонятным образом. Например, игрушечная машинка, скатывающаяся с игрушечной горки к какому-то препятствию, не упиралась в него, а проходила насквозь.

В статье в Science авторы пишут, что, столкнувшись с необычной ситуацией, дети лучше запоминали свойства объекта. То есть машинка, которая просто съезжала с горки, слабее задерживалась в памяти, нежели машинка, которая проходила сквозь стену. Более того, странное поведение объекта побуждало детей активно исследовать его: например, ту же машинку начинали колотить о стол, как бы проверяя её прочность и твёрдость. Если же предмет внезапно зависал в воздухе, вместо того, чтобы упасть, как полагается, то и ребёнок начинал испытывать его, роняя с высоты. Можно сказать, что дети вели себя, подобно учёным, пытаясь воспроизвести странные свойства объекта, которые наблюдали до этого. И даже новые игрушки, которые ребёнок до сих пор не видел, вызывали меньше интереса, чем непонятная ситуация.

Известно, что человек с раннего возраста располагает неким минимумом необходимых знаний об окружающем мире. Так, несколько лет назад в журнале WIREs Cognitive Science была опубликована статья, в которой говорилось, что младенцы могут оперировать элементарной физикой. Например, двухмесячные малыши понимают, что незакреплённый предмет может упасть, а объект, который исчез из поля зрения, всё же продолжает где-то существовать; к пяти месяцам у них появляется понимание различий между твёрдыми и сыпучими или текучими веществами; а десятимесячные осознают разницу между меньше и больше (хотя меньше и больше - категории скорее логико-математические, нежели физические). Очевидно, что такое знание не пребывает в голове пассивным грузом, а активно используется - то, что ребёнок видит вокруг себя, он сверяет с привычными правилами.

Также удивительно, что удивление (просим прощения за тавтологию) побуждает даже таких маленьких детей, которым нет ещё и года и которые ещё не научились говорить, к активному исследованию окружающего мира. Можно лишь только пожалеть, что у многих взрослых это свойство психики куда-то бесследно исчезает.

всеУчебные заведения

3-й
194044, г. Санкт-Петербург, ул. Академика Лебедева, 6 Телефон: 8 (812) 329-71-35.
4-й
Вадковский переулок, 1. Тел.: (499) 973-30-76.
3-й
105064, Москва, Гороховский пер., 4; телефон приемной комиссии: +7 (499) 261-31-52.
5-й
191023 г.Санкт-Петербург улица Зодчего Росси дом 2 Телефон: + 7 (495) 629 70 62; +7 (495) 629 78 58

всеПоследние новости

Мой адрес Советский Союз
12.08.2015
Верховный суд начинает рассматривать, казалось бы, скучнейшее дело-жалобу правозащитников наприказ Минобрнауки, покоторому вроссийских школах с2014...
Математики в России перевелись или...
12.08.2015
Впервые за 50 лет российские школьники не получили ни одной золотой медали на международной олимпиаде по математике. Тем более обидно, что первое...
10.08.2015
В РПЦ возмущены тем, что государство плохо финансирует т. н. православные школы. В первую очередь, конечно, возникает вопрос: а должно ли государство...

всеСтатьи

10.09.2012
Во Львове возле памятника Ивану Франко четыре тысячи студентов протестуют против пребывания на должности министра образования и науки Дмитрия...
10.09.2012
Львовский областной совет просит Президента Виктора Януковича уволить министра образования и науки Дмитрия Табачника За принятие соответствующего...
09.09.2012
Министерство образования и науки рекомендует руководителям высших учебных заведений создавать структурные подразделения для трудоустройства студентов...